Термин «,намеренное ухудшение жилищных условий», (далее — ЖУ) был введен в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ) в 2005 году из-за большого количества недобросовестных граждан, желающих встать на учет в необходимости улучшения жилья. Впрочем, ни сам ЖК, ни законодательство полноценно не раскрывают суть термина.
Что это такое
Законодательство не содержит конкретного определения явления. Имеется лишь статья 53 Жилищного кодекса РФ, где описываются последствия намеренного ухудшения гражданами условий проживания. Однако особенности правонарушения могут устанавливать местные органы самоуправления.
Под правонарушение попадают:
- любые коммерческие действия, связанные с переездом в жилье меньшего размера,
- фиктивный развод, совершенный с целью получить дополнительное жилье,
- перевод квартиры из жилого фонда в нежилой,
- принудительное переселение жильцов в менее благоустроенные дома из-за намеренного нарушения правил.
При этом местное законодательство нередко устанавливает, какое нарушение является умышленным, а какое нет. Судебная инстанция тщательно изучает каждую ситуацию и выносит решение.
Цели действий
Муниципальные органы устанавливают признаки, на основе которых правонарушения можно считать умышленными. В каждом регионе список отличается, однако он имеет общие моменты.
Нарушение будет считаться умышленным, если:
- Гражданин желает быть признанным нуждающимся после того, как лично ухудшил условия проживания.
- Имеются свидетели, способные подтвердить умышленность действий.
- В момент совершения неправомерных действий, влекущих за собой ухудшения жилья, гражданин не числился нуждающимся в специальных органах.
Если человек уже числился в списке тех, кто претендует на получение социального жилья, то даже намеренное ухудшение состояния площади не будет считаться правонарушением.
Главным законодательным актом является Жилищный кодекс Российской Федерации, а именно статья 53, в которой установлены особенности и последствия правонарушения. Впрочем, ЖК полноценно не раскрывает сущности явления, частично указывая лишь на действия, которые могут считаться неправомерными.
Правовые позиции Конституционного Суда РФ
Куда больше внимание уделяется ухудшению жилищных условий ребенка и взрослого Конституционным судом Российской Федерации. Инстанция постановила, что правонарушением будут считаться умышленные действия, направленные на искусственное создание некомфортных для проживания условий.
В примечаниях государственной организации стоит отметка о том, что статья 53 ЖК РФ должна применяться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса.
Конституционный суд РФ заявляет, что указанные в документах действия не отражают правовой сущности правонарушения и не дают возможности ограничить его от смежных категорий. Из-за некорректности классификации правоохранительные инстанции обязаны подробно изучать и распределять каждый случай неправомерных действий.
Какие действия признают намеренными
Из-за специфики законодательства судебные инстанции обычно разделяют действия по снижению уровня условий проживания в зависимости от категорий населения.
В отношении жилья военнослужащих
Федеральный закон «,О статусе военнослужащего», и Постановление правительства № 512 устанавливают особенности солдатских жилых помещений. При этом порядок получения социальных квартир не отличается от гражданского, как и действия намеренного ухудшения жилищных условий военнослужащих.
К незаконным способам порчи жилой площади относят:
- намеренную продажу или обмен квартиры с целью встать на учет в качестве нуждающегося,
- перепланировку дома, из-за которой уменьшилась площадь территории,
- искусственное расширение семьи путем прописки посторонних людей.
Законодательством допускаются случаи, когда служащий может прописать в квартире родственников-иждивенцев или ребенка. Эти действия не будут считаться неправоверными.
В отношении несовершеннолетних
Жилищное право уделяет особое внимание несовершеннолетним как лицам, неспособным самостоятельно принимать решения и нуждающимся в попечителе. За сохранность и комфорт гражданина, не достигшего 18 лет, отвечают официальные представители — родители или опекуны.
Вселение и регистрация несовершеннолетнего не будет считаться правонарушением даже при условии, если количество квадратных метров меньше установленной нормы.
В соответствии со статьей 31 ЖК РФ даже после развода бывшие супруги не имеют права запретить ребенку пользоваться жильем, даже если по брачному договору квартира перешла партнеру, с которым несовершеннолетний не остался.
Молодой семьи
Особенности получения квартиры молодой семьей регламентированы Постановлением Правительства № 466 от 26.05.2016 года. В этом же законодательном акте описаны причины улучшения жилищных условий для новоиспеченной ячейки общества.
Действия молодых семей, направленных на ухудшение собственных условий проживания, законодательно не отличаются от стандартного набора. Впрочем, некоторые регионы могут дополнять или изменять эти особенности.
Для Москвы следующие действия считаются правонарушением:
- изменение порядка эксплуатации жилья посредством совершения сделок,
- изменение состава семьи,
- вселение в ограниченную площадь сторонних граждан,
- выделение доли помещения,
- отчуждение всего жилья или его доли в пользу родственников.
Как и в остальных случаях, если при совершении указанных действий молодая семья уже находилась в списках нуждающихся, то они не будут считаться нарушителями.
Примеры
Самый распространенный пример намеренного ухудшения ЖУ — это обмен одной жилплощади на другую, размер которой значительно меньше требуемого законодательством. Как правило, он проводится между близкими родственниками или друзьями.
Если семья из 3 человек сменит 2-комнатную квартиру площадью 50 м² на «,однушку»,, то по закону граждане имеют право подать заявление на улучшение жилищных условий. Но если выяснится, что действия были совершены преднамеренно, то государство откажет в проведении процедуры.
Доказать факт нарушения довольно просто: достаточно изучить историю владения собственностью. Это можно сделать через Росреестр, потому что там регистрируются все операции с недвижимостью.
Правовые последствия и ответственность
Если компетентные органы выяснят, что гражданин специально ухудшил свое жилищное состояние с намерениями стать нуждающимся, то единственная ответственность, которая ждет правонарушителя — это отказ в постановке на учет.
При этом нарушитель не сможет повторно вернуться на учет в течение 5 лет. Оспорить решение можно в вышестоящих инстанциях, но шанс на успешное завершение дела крайне мал.
Что не относится к намеренной порче
Федеральное и местное законодательство допускают случаи ухудшения ЖУ, которые не будут считаться противоправными. Чаще всего это связано с несовершеннолетними или близкими родственниками, однако муниципалитет может ввести и свои правила.
Что не считается злоумышленными действиями:
- в жилую площадь прописываются несовершеннолетние граждане по месту жительства любого из супругов,
- вселяются муж, жена или иные близкие родственники, но при условии соблюдения норм законодательства,
- проводятся операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя,
- отказ одаряемого от получения нового жилья,
- ситуации, при которых судебные инстанции признают сделку по недвижимости недействительной.
Подобные особенности действуют для лиц всех социальных категорий.
Способы улучшения
Государство стремится к тому, чтобы граждане проживали в комфортных условиях, и готово выделить определенные субсидии. Особенно это касается несовершеннолетних и молодых семей — именно указанные категории людей находятся под пристальным надзором местного руководства.
Способы улучшения ЖУ за счет государства:
- Оформление жилищного сертификата, который позволяет присоединить свободную квартиру в коммунальном жилье. Документ имеет очередность, поэтому ожидать моментальной льготы не стоит.
- Для молодых семей действует программа с соответствующим названием. Государство предоставляет субсидию или льготы на целевую ипотеку, направленную на улучшение условий жизни.
- Малоимущим государство выделяет жилищный сертификат, который позволяет занять свободную коммунальную квартиру с возможностью приватизировать ее.
- Военнослужащие имеют право на получение квартиры после того, как отслужат больше 10 лет.
Как правило, программа по улучшению ЖУ действует для всех льготников. Чтобы уточнить эту информацию, необходимо обратиться в местную администрацию.
Судебная практика
Судебная практика по намеренному ухудшению жилищных условий небогата, потому что не всегда удается доказать вину гражданина. Например, довольно сложно уличить человека в корысти при разводе, ведь этот момент регулируется Семейным кодексом и имеет отношение к личным проблемам.
Пример №1:
- военная коллегия изучила дело гражданина Н. и выяснила, что он стоял на учете в нужде по улучшению ЖУ,
- в 2003 году он приобрел квартиру с тремя комнатами,
- перед постановкой на учет мужчина обменял жилье на однушку и зарегистрировался в ней вместе с семьей из 3 человек,
- сам же мужчина снимал более просторную квартиру.
В итоге суд принял решение исключить Н. из перечня участников по причине нарушения законодательства.
Пример №2:
- верховный суд Москвы рассматривал дело гражданки А. с просьбой вернуть ее в списки нуждающихся,
- перед этим А. получила отказ из-за преднамеренного ухудшения условий жизни,
- она прописала в своей однокомнатной квартире мать-инвалида II категории, которая продала дом,
- после прописки женщина подала заявление на получение субсидии, но получила отказ от комиссии.
Суд встал на сторону женщины, потому что законодательство допускает вселение близких родственников-иждивенцев и не считает это правонарушением.
Видео
О том, как встать на учет при выявлении факта ухудшения условий проживания.
Загрузка…
Намеренное ухудшение жилищных условий
ВВЕДЕНИЕ Вы — намеренно ухудшили свои жилищные условия!!! Это — любимая фраза чиновника, распределяющего социальное жильё. Эти слова греют его душу, ласкают его слух, мажут мёдом его уста. Это — как глоток выдохшегося шампанского 1 января, как запах травы после противогаза… И огромное поле для коррупции. Поучаствовал в приватизации? — Ухудшил! Намеренно!! Продал — подарил? — Еще худшее, ещё намереннее!!! Выкидываем из очереди! Через пять лет — поставим снова, но в самый конец! Что делать? Нести пухлый конверт … или всё-таки заглянуть в Жилищный кодекс?
- Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
- «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий».
- КОММЕНТАРИИ
Если вы попытаетесь расширить свои знания в области намеренного ухудшения жилищных условий, используя опубликованные комментарии к жилищному законодательству, то будете неприятно удивлены. В худшем случае это будет «пересказ своими словами» (лохотронистый, но, видимо, коммерчески очень успешный вид издания дорогостоящих комментариев), а в лучшем случае – кочуемая из комментария к комментарию цитата (как правило, без ссылок) из Грудцыной Л.Ю.[1]
Особое внимание обратим на тезис № 2: какие-либо действия можно признать намеренным ухудшением только тогда, когда гражданин не состоит на учёте. Это совершенно справедливо, так как если гражданин уже состоит на учёте нуждающихся, то любые его действия необходимо оценивать не по ст. 53, а уже по части 8 ст. 57 ЖК РФ (подробнее об этом – чуть ниже).
И, наконец, наиболее «продвинутые» комментарии всё-таки дают ссылку на правовую позицию, изложенную в Постановление Конституционного суда РФ[2]:
По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции. Надо сказать, что данная правовая позиция имеет необыкновенно важное значение. Дело в том, субъекты РФ, а также министерства, вправе принимать нормативные правовые акты, в которых устанавливаются условия, признаваемые (или не признаваемые) намеренным ухудшением жилищных условий. И хотя, в целом, они во многом похожи, всё-таки тенденция «кто в лес, кто – по дрова» — явно прослеживается. Но главное заключается в том, что в большинстве случаев эти самые условия никак не соответствуют правовой позиции, изложенной КС РФ, а значит, для нас, для адвокатов,есть непаханое поле для работы. Для примера возьмём закон г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», где в статье 10 установлено, в частности, что:
«Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, не являются: … — вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет в городе Москве»
Давайте построим эту тяжёлую для восприятия фразу попроще: Если супруг(а) ранее не была принята на жилищный учёт, то его/её вселение является намеренным ухудшением жилищных условий.
Абсурдность этого правила очевидна. Возьмём весьма распространённую ситуацию: гражданин проживает в квартире своих родителей, собственности не имеет, но является членом семьи собственника, на каждого приходится более учётной нормы – он не может быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения и принят на учёт.
Далее вступление в брак, где супруг имеет в собственности жильё, также не имеет права быть принятым на учёт, но после вселения супруга приходящаяся на каждого площадь становится меньше учётной.
Можно ли вселение одного супруга к другому считать «умышленными действиями с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий»?
Но выход есть. Ниже приводится интересная позиция Верховного Суда РФ[3]: «Кроме того, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации также учитывает следующее. Согласно части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Под семьей понимаются лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство (статья 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»). В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О (далее следуют вышеприведённые цитаты)… Из содержания искового заявления следует, что после заключения брака Рыбкина В.П. и Рыбкин В.И. пришли к выводу о том, что проживание и ведение совместного хозяйства целесообразно в квартире, в которой проживает Рыбкина В.П., площадью 56.1 кв. метров). При этом они исходили из того, что данная квартира является трехкомнатной, то есть позволяет семье Рыбкиных, семье Хорошавиных, а также совершеннолетней Хорошавиной Е.П. проживать в изолированных жилых помещениях, в то время как квартира, в которой проживал Рыбкин В.И. ( площадью 51,6 кв. метров), является двухкомнатной, что исключает возможность истцам, Рыбкину И.Я. и Рыбкину М.И. проживать в изолированных жилых помещениях. Таким образом, следует признать разумными, добросовестными, совершенными в рамках и во исполнение действующего законодательства действия Рыбкина В.И. по вселению в квартиру N и регистрации в ней. [1] (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147). [2] Определение Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О [3] Определение Верховного Суда РФ от 15 марта 2011 г. N 5-В10-102
Продолжение следует.
АНОНС!Во второй части статьи (публикация – 23 января) будут рассмотрены вопросы:
1. Почему при определении намеренного ухудшения жилищных условий не обойтись без математики. 2. Методика определения намеренного ухудшения жилищных условий. 3. Разграничение правовых последствий статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ — наглядная таблица.
Ухудшение жилищных условий военнослужащих
Законодательная регламентация
Главным нормативно-правовым документом считается Жилищный кодекс РФ. Непосредственно в таком акте рассматривается следующее юридическое понятие — «умышленное ухудшение уровня условий проживания».
Что касается военнослужащих категорий граждан, данному понятию отводится исключительное значение, поскольку всяческое их деяние может быть детерминировано как умышленное, результатом чего может стать исключение из очереди на получение недвижимости сроком до пяти лет.
Правительственное Постановление №1054 регламентирует правила и нормы учета военных, которые претендуют на получение жилого помещения.
В федеральных законодательных актах отсутствует формулировка данного понятия.
В то же время в региональных нормативно-правовых актах описаны конкретные характеристики относительно того, что можно рассматривать как специальное и намеренное ухудшение жилищных условий:
Расторжение брака либо свадьба | и в первом, и во втором случаях отмечаются значительные перемены в условиях проживания |
Осуществление законных процедур | сопряженных с долями в праве собственности — изменение, выдел |
Принудительное выселение | в частности, если семья военнослужащих арендовала жилплощадь с хорошими условиями, однако при этом не выполняла обязательств, существующих перед арендодателем (не острожное отношение к вещам, имуществу, задолженности по ЖКУ, шумное поведение и прочее) |
Заключение сделок | из-за которых изменяется владелец либо же новое жилое помещение имеет меньшую квадратуру (обмен, купля-продажа) |
Расширение состава семьи | в частности, в случае переезда детей от предыдущих браков либо родителей преклонного возраста |
Заселение | жилого помещения прочими лицами |
В соответствии с Жилищным кодексом РФ допустимо регистрировать новорожденных малышей по месту жительства его родителей, не принимая во внимание действующие положения о численности квадратных метров жилплощади, которая должна припадать на одну особу в семье.
Если очередь военнослужащего на получение собственной квартиры приближается, сумма комиссии предусматривает наличие маленького ребенка в его семье.
О кредите нуждающимся в улучшении жилищных условий смотрите в статье: кредит на улучшение жилищных условий.
Имеющим в собственности жилье
Военнослужащие, имеющие свой объект недвижимости, который подходит для постоянного проживания, вправе вставать на учет в качестве нуждающихся лиц в повышении качества условий проживания в таких случаях:
Если площадь квартиры меньше | нежели необходимо в соответствии с действующими нормами в конкретном регионе |
Расширение состава семьи | посредством рождения детей |
Жилплощадь не отвечает нормативам | которые предъявляются к жилым квартирам |
В ситуации, если военнослужащее лицо, пребывающее на учете в качестве нуждающегося в повышении качества условий проживания, выполнило принадлежащие ему по праву собственности недвижимым объектом определенные деяния, по причине которых произошло ухудшение жилищных условий, он автоматически теряет свое место в очереди.
Кроме того, после совершения такого рода действий, а также в течении 5-ти лет такая особа не вправе рассчитывать на постановку на учет.
К описанных деяниям причисляют:
- Выделение части в собственности
- Купля-продажа объекта недвижимости, в которой жила семья, рассчитывающая на повышение качества условий проживания.
Варианты улучшения
Различают такие способы:
Оформление жилищного сертификата | применение которого нацелено на получение личной жилплощади; |
Оформление государственной субсидии | которая должна направляться на индивидуальное строительство, приобретение готового недвижимого имущества, погашение ипотеки; |
Получения личной жилплощади | посредством основной очереди (в том случае, если военнослужащий прибывает на учете в качестве нуждающегося в перемене жилищных условий). |
Специфика постановки на учет
С такой целью необходимо инициировать обращение в региональную комиссию Департамента жилищного обеспечения Российского Министерства обороны, подав заявление.
В то же время доведется предъявить:
- Иск, в котором указывается российский субъект, административно-территориальное формирование, а также избранное место будущего проживания
- Выписки, справки из послужного списка, из домовой книги (за период последних 5-ти лет)
- Информация о порядке прохождения военной службы
- Свидетельства о рождении (для детей, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста)
- Паспорт военнослужащей особы, а также каждого члена его семьи (оригиналы, копии)
Постановление структура утверждает спустя 30 дней с момента подачи пакета документации.
Сроки признания лица нуждающимся
Такой орган как Департамент жилищного обеспечения при Российском Министерстве обороны, обязуется на протяжении 1-го месяца после подачи заявки рассмотреть такое дело.
Примечательно, что за такой срок работники комиссии выполняют проверку:
Подлинности, достоверности | поданной документации |
Совершал ли истец неправомерные деяния | нацеленные на перемену существующих жилищных условий в худшую сторону |
Имеется ли у заявителя недвижимость | принадлежащая в соответствии с правом приватной собственности, в каком объеме |
Финансовое положение | истца |
Регламент предоставления жилплощади регулирует совокупные сроки ожидания, которые варьируются в пределах 3-10 лет, не более.
Очередь на льготных основаниях
Предусмотрены некоторые категории военнослужащих, для которых предоставляется жилье на льготных основаниях:
- Члены семьи, вдовы погибших военных в случае, если сроки несения службы составляют как минимум 10 лет;
- Военнослужащие, у которых были диагностированы хронические болезни в тяжелых формах, — при условии что один из членов семьи имеет серьезное заболевание, правительство первоочередно предоставляет жилое помещение
- Лица, которые проживающие в аварийных домах, — в том случае если существует угроза обрушения постройки в скором времени, жильцы должны быть переселены, получив новую жилплощадь.
Умышленное ухудшение жилищных условий
Наиболее распространенными деяниями в описанном случае могут быть:
Несоблюдение обязательств | по соглашению в случае проживании в социальном жилье — выдворение, которым в дальнейшем может обернуться не реализация конкретных обязательных процедур, может стать поводом для того чтобы попасть на учет, ожидая получения собственной жилплощади от государства; |
Приведение недвижимости | имеющейся в собственности, в соответствующее состояние, которое определяется как непригодное для жизни; |
Прекращение участия | в жилищно-строительном кооперативе; |
Регистрация малолетнего ребенка (несовершеннолетнего) | который прежде проживал, был прописан в ином месте; |
Заключение фиктивного брака | либо оформление бракоразводного процесса, когда существует потребность в прописке супруга на своей территории либо же в случае развода — выполнения отчуждения доли имущества, совместно нажитого. |
Судебная практика
В случае получения отказа в постановке особы на учет из-за нанесения умышленного ущерба своим жилищным условиям, граждане вправе инициировать судебное обращение, потребовав отменить данное постановление.
- Урегулирование рассматриваемых конфликтов реализуется в в Военной коллегии при Российском Верховном Суде, а также в окружных, гарнизонных военных судебных органах.
- Видео: Жилищное обеспечение военнослужащих. Порядок и инструкция получения жилья
(No Ratings Yet) Загрузка…
Похожие материалы:
III. Ухудшение жилищных условий (в том числе отказ от приватизации, наследства или другие)
В удовлетворении исковых требований Рябоконь И.А. о признании незаконным решения Комиссии ГУ МВД РФ по г.Москве от , признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать. установила:
Рябоконь И.А. обратился в суд с иском об оспаривании отказа Комиссии ГУ МВД РФ по г.Москве в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты от года, мотивируя тем, что с года он с супругой зарегистрирован и проживает по адресу: , на основании договора безвозмездного пользования квартирой общей площадью кв.м., где они занимают комнату кв.м.
, в связи с чем на истца и его члена семьи приходится менее кв.м. Ранее истец с супругой проживали в квартире общей площадью кв.м. по адресу: , принадлежащей на праве собственности их сыну ФИО. Членами семьи сына истец и его супруга не являются, так как сын ведет раздельное хозяйство, создал свою семью и пользуется всей квартирой.
В связи с конфликтными отношениями с сыном, истец с супругой были вынуждены выехать из указанного жилого помещения и пользоваться иным жильем на основании договора безвозмездного пользования. Иного жилья истец и его супруга не имеют, неправомерных действий, влекущих ухудшение жилищных условий, истцом не совершалось. В судебном заседании истец и его представитель Артюхова Г.В.
доводы иска поддержали. Представитель ответчика, по доверенности Колмакова Т.Н., против удовлетворения заявленных требований возражала, считая отказ в постановке на учет законным и обоснованным. Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит Рябоконь И.А. по доводам апелляционной жалобы. В заседание судебной коллегии Рябоконь И.А. и его представитель адвокат Артюхова Г.В.
явились, доводы жалобы поддержали. Представитель ответчика ГУ МВД России по г.Москве, по доверенности Пигорев О.И. явился, против удовлетворения жалобы возражал, с решением суда согласен.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, нашла решение суда первой инстанции по настоящему делу подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии с ч. 1, п. 1, п. 2 ч. 2 ст.
4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее — единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров. В силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В силу п. 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, сотрудник, который с намерением принятия на учет для получения единовременной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, принимается на учет для получения единовременной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. Аналогичные положения закреплены в ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так, согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что истец Рябоконь И.А. имеет стаж службы в органах внутренних дел года месяцев дня. Единовременная социальная выплата по прежним местам службы ему не представлялась. Рябоконь И.А. состоит в зарегистрированном браке с ФИО, имеет сына ФИО года рождения.
До года истец вместе с семьей, состоящей из супруги и сына, проживал и был зарегистрирован в отдельной двухкомнатной квартире по адресу: . Указанная квартира была предоставлена семье истца на основании ордера от г. и с года принадлежит на праве собственности сыну истца, на основании договора передачи квартиры в собственность, в порядке приватизации.
С года истец с супругой проживает по договору безвозмездного пользования в отдельной трехкомнатной квартире общей площадью кв.м. по адресу: , где еще проживают 4 человека, которые не являются членами семьи истца.
года истец обратился в Комиссию ГУ МВД РФ по г.Москве с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На заседании Комиссии ГУ МВД России по г.Москве года отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты Рябоконь И.А. с семьей в составе 2-х человек (он, жена) в соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 19.07.2011 года N 247-ФЗ.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Рябоконь И.А.
, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что правовые основания для признания незаконным решения Комиссии от года об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты отсутствуют, истец ухудшил свои жилищные условия в связи с изменением порядка пользования жилым помещением путем совершения договора безвозмездного пользования иным жилым помещением, добровольно выехал из двухкомнатной квартиры по адресу: , которая была предоставлена ему и членам его семьи на основании ордера и в последующим, оформлена в единоличную собственность ФИО в порядке приватизации. При таких обстоятельствах, ввиду намеренного ухудшения истцом своих жилищных условий, правовые и фактические основания для постановки Рябоконь И.А. на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отсутствуют, в силу чего решение суда об оставлении его заявления без удовлетворения по существу является правильным и подлежит оставлению без изменения. Вывод суда основан на правильном применении норм материального права, мотивирован и подтверждается представленными доказательствами, которым судом дана оценка в их совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Довод истца о том, что им не были совершены действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, был предметом рассмотрения суда первой инстанции. Данному доводу суд дал надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается. Нарушений судом норм материального и процессуального права, на которые ссылается Рябоконь И.А. в своей апелляционной жалобе, судебной коллегией не установлено. Доводы жалобы направлены на иную оценку правильно установленных судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции и не могут служить основанием к отмене решения. При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с вынесенным по делу решением, признает его законным и обоснованным. Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия определила: Решение Тверского районного суда г. Москвы от 25 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения. Председательствующий _________________ Судьи _________________________
Апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Еврейского автономного области Еврейской автономной области от 06 декабря 2013 г. по делу N 33-571/2013
Намеренное ухудшение жилищных условий — судебная практика
Такое понятие, как ухудшение жилищных условий в нашем законодательстве появилось сравнительно недавно. Соотечественники, преследуя алчные цели, часто намеренно ухудшают свои условия проживания, рассчитывая на помощь государства в их улучшении. Но многие не понимают, что подобны действия считаются преступлением и за это грозит определенное наказание.
Намеренные действия и их последствия
В своей личной практике я сталкивался с таким достаточно часто. Обычно ситуация возникает тогда, когда дети женятся, выходят замуж и ищут возможные способы, чтобы жить отдельно от родителей.
Даже прописка молодого супруга/супруги на квадратных метрах свой половины уже можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий. Подобные ситуации регулируются законодательством (ст. 56 ЖК).
Если будут выявлены и доказаны неправомерны действия, то семья лишается права на получение отдельного жилья по молодежной программе сроком на пять лет или же все члены семьи просто исключаются из этой программы. Из личного опыта могу сказать, что я встречал много семей, которые навсегда потеряли право участвовать в программе как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ситуация усложняется тем, что действие Жилищного Кодекса не одинаково для всех регионов. Что именно подразумевается под этим понятием, решают органы самоуправления на местах. Но существуют единые признаки, характеризующие намеренное ухудшение жилищных условий:
- человеком были совершены действия, целью которых является постановка на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий;
- лицо не числится как нуждающийся улучшении условий жизни;
- совершенные действия считаются преднамеренными, имеют характер злого умысла, чтобы попасть в число нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- совершенные действия уже привели к тому, что человек был взят на учет для улучшения условий жизни.
Подобные ситуации являются основополагающими, чтобы признать условия жизни неудовлетворительными. Но в ходе разбирательств часто выявляется, что это было намеренное ухудшение жилищных условий. Судебная практика имеет массу доказательств подобных фактов. На основании ст. 49 ЖК некоторые подобные действия квалифицируются как намеренные:
- съемщик социального жилья прописал в нем родственника и затем мотивировал это тем, что квадратных метров недостаточно;
- необоснованное расторжение недействительной сделки ренты;
- отказ от сделки дарения;
- самовольное поселение и прописка временных жильцов.
Важно! Поселение и прописка несовершеннолетних детей по месту прописки одного из родителей не является намеренным нарушением.
Стоит отметить еще один факт, который на законодательном уровне не считается нарушением. Например, человек уже является участником программы по улучшению жилищных условий и в это время прописывает на жилплощадь кого-то из родственников. Нарушением будет тот факт, если претендовать на улучшение жилья будет вновь прописанный человек.
Это уже может привести к тому, что и прописавший может быть исключен из программы сроком на пять лет. Факты нарушения фиксируются и анализируются уполномоченными членами органов местного самоуправления и на основании решения комиссии признают нарушениям или же его отсутствием. Решение принимается на основании данных, внесенных в акты обследования жилищных условий:
- количество зарегистрированных людей на жилой площади, даты последних регистраций и их родственные отношения;
- любые виды сделок с целью ухудшения жилищных условий;
- невыполнение договорных обязательств, что стало причиной разорваны договора и принудительного выселения;
- нотариально выделенная доля с целью ухудшения условий;
- любой вид отчуждения жилья, находящегося в собственности.
Подробнее о действиях, которые могут повлечь ухудшение жилищных условий, и об ответственности за такие действия, смотрите в видео-ролике:
Я понимаю, что многим не совсем понятно формулировка некоторых статей. Поэтому счел необходимым привести примеры из собственной практики, чтобы пояснить это на примерах из жизни простых граждан. Но сразу стоит отметить, что ГД РФ внесла некоторые правки, на основании которых действия не могут быть признанными как преднамеренные.
- Поселение и прописка законного супруга и несовершеннолетних лиц.
- Расторжение договора аренды и возврат жилья в муниципальную собственность.
- Признание сделки (судебное) недействительной, последующее выселение;
- Несогласованное вселение престарелых лиц, чья недвижимость была продана или передана безвозмездно органам самоуправления.
Закон начал действовать с 2005 года и в него постоянно вносятся правки. Рассчитывать на улучшение жилищных условий путем преднамеренного их ухудшения нельзя.
По крайней мере, перед тем, как прописать в таком жилье родственников и затем требовать улучшений проживания, необходимо проконсультироваться с юристами. Действия могут попадать под статьи, предусматривающие наказание.
И наиболее часто, что может произойти, это исключение из программы пожизненно или на ближайшие пять лет.
Претенденты на улучшение жилищных условий
Законодательно определено несколько категорий граждан, которые официально имеют право претендовать на улучшение жилищных условий.
- Лица, которые не являются или не являлись ранее владельцами недвижимости.
- Молодые семьи, не имеющие собственного жилья, если их возраст не превышает 35 лет.
- Собственники, чья жилплощадь не соответствует установленным нормам.
- Люди, проживающие в условиях, непригодных для жизни.
- Сироты, которых выпустили из детских домов, интернатов, оставшиеся без попечительства.
- Лица, чье состояние здоровья связано с тяжелыми, хроническими заболеваниями.
На данный момент Думой разрабатывается законопроект, которым будут определяться категория лиц, чьи заболевания будут внесены в перечень хронических, тяжелых для участия в программе по предоставлению или улучшению жилищных условий. Пока нельзя конкретно с каким именно заболеванием человек может претендовать на получение муниципальной жилплощади.
Важно! Если один из супругов оставил жилье в пользу другого после развода, то участвовать в программе по улучшению жилищных условий он не имеет права.
Для участников военных действий предусмотрена другая программа, направленная на улучшение жилищных условий.
В 50 ст. ЖК указано, что на каждого человека должно быть не менее 12 квадратов жилой площади. Кроме этого, определяются и другие нормы:
Категория | Стандартные нормы (кв. м.) |
1 человек | 18 |
Семья из двух человек | 42 |
Семья из трех и более человек | Более 30 |
Судебная практика
Мне часто приходится сталкиваться с подобными инцидентами. Клиенты, не осознав до конца, кто имеет право претендовать на улучшение жилищных условий, начинают совершать преднамеренные ухудшения. Все это становится понятно органам самоуправления и люди просто не понимают, почему они теряют право воспользоваться подобным преимуществом.
Ко мне обратилась девушка с просьбой помочь в непростой ситуации. Ее родной отец выписал ее из квартиры (через суд) и выставил просто на улицу. Отец арендовал муниципальное жилье. Что стало поводом такого разногласия между двумя родными людьми, это тема отдельного разговора. Но девушка получила право на участие в программе по улучшению жилищных условий.
Похожий случай, но с принципиально другим решением. Молодые супруги выписались из собственного жилья своих родителей и прописались в комнате (принадлежащей одному из родителей), общая площадь которой 18 квадратов.
После рождения ребенка его прописали в эту же комнату, рассчитывая, что теперь их жилищные условия должны быть улучшены, так как 18 метров на троих не отвечает установленным нормам.
Действия молодых людей были признаны преднамеренными и теперь рассчитывать на увеличение жилплощади они могут не ранее, чем через пять лет.
Перед вступлением в брак, мужчина узнает, что не так давно его невестой был продана недвижимость, находящаяся в ее собственности.
Он переживал, сможет ли их семья претендовать на улучшение жилищных условий. Я сразу успокоил мужчину, что все, что делала женщина до замужества, не имеет отношения к брачному союзу.
Поэтому претендовать на улучшение жилищных условий их молодая семья сможет.
Часто обращаются клиенты с похожим вопросом. Некоторые в силу разных обстоятельств отказываются приватизировать жилье. Их интересует, является это преднамеренным ухудшением? Хочу успокоить, что в таких действиях ничего преднамеренного не будет выявлено. Поэтому участие в программе возможно.
Заключение
Законодательная база в этом направлении несовершенна. Но это не является поводом для того, чтобы попытаться обойти законы и преднамеренными действиями попытаться добавить себе квадратных метров. Это может лишь вас права на улучшение жилищных условий, в лучшем случае, на 5 лет.